Чем вывеска отличается от рекламной конструкции, нужно-ли согласовывать вывески и рекламные конструкции, с кем необходимо согласовывать, а у кого достаточно получить письменное согласие?

За ответами на данные вопросы мы обратились в Юридическое агентство «ЮС КОГЕНС».

О разграничении понятий реклама и вывеска

Размещая на фасаде собственного магазина, автосервиса или, например, ателье, информацию о своем заведении, владелец бизнеса должен быть твердо уверен в законности размещения такой информации. О том, что является вывеской, а что — рекламной конструкцией, и что из этого нужно согласовывать и где — читайте в настоящей статье.
Принципиальное значение разграничения понятий «реклама» и «вывеска» состоит в том, что на размещение рекламной конструкции необходимо получить согласование в Главархитектуре (если рекламная конструкция расположена на здании, которое находится на балансе г. Екатеринбурга), а также разрешение собственника помещения (если конструкция размещается на фасаде многоквартирного дома — необходимо проведение общего собрания собственников квартир и получение их согласия, а также заключение договора с ТСЖ или управляющей компанией).
В действующем законодательстве отсутствует легальное определение термина «вывеска». Однако, судебной практикой, в том числе и по Уральскому региону сформулировано четкое понимание данного термина.

  • Итак, если на фасаде Вашего заведения установлена конструкция, которая:
  • является средством индивидуализации Вашего заведения (магазин, кафе, автомойка),
  • является способом реализации права на коммерческое обозначение (автосервис «Пятое колесо», супермаркет «Кировский», ресторан «Золотой скорпион»),
  • направлена на извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении заведения и (или) обозначение места входа, такая конструкция рекламной не является и согласования не требует!

Наличие на вывеске фирменного знака, содержащего наименование предприятия на английском языке, также относится к средствам индивидуализации общества и рекламой не является. Наличие на вывеске телефонов общества также не может являться основанием для отнесения вывески к рекламной конструкции.
Но, например, при рассмотрении судебных споров о демонтаже конструкций, размещенных на автосалонах Hyundai и Mitsubishi была выработана позиция, что конструкции, размещенные не на здании автосалона, а на пристроях к зданию, не являющимися автосалонами, где размещены автопарковка и автомойка, являются рекламными, а не информационными, т.к. преследуют целью привлечение потребителей к оказываемым услугам, и соответственно требуют соответствующего согласования.
При этом, необходимо учитывать и такую позицию, сложившуюся у органов федеральной антимонопольной службы: размещение на здании игорного заведения изображений игровых автоматов, карт, рулетки, а также соответствующих надписей и названий игр (например, блэк-джэк, три семерки, 777, слотс и т.п.) не является обязательным и, по мнению ФАС России, формирует интерес потребителей к конкретным видам деятельности игорного заведения (азартным играм). Следовательно, такая информация должна рассматриваться в качестве рекламы деятельности по организации и проведению азартных игр, пари, игорных заведений. При этом размещенные на фасадах здания изображения, не содержащие сведений об азартных играх (например, видов г. Лас-Вегас, г. Москвы, небоскребы и прочее), не подпадают под законодательное понятие рекламы и не являются рекламой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности НЕ является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Следовательно, размещая вывеску, необходимо четко определить: какую цель преследует размещение данной вывески: информативную (здесь находится пекарня), или рекламную (в нашей пекарне самые вкусные булочки).

Отдельно обращаем внимание, что если Вы хотите разместить рекламную конструкцию (а не вывеску, которая не требует согласования), на объекте культурного наследия, то согласование необходимо получать в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, т. к. именно оно является уполномоченным государственным органом в сфере охраны объектов культурного наследия. Если Вы не знаете, является ли занимаемое Вами помещение объектом культурного наследия - перечень объектов культурного наследия в г. Екатеринбурге можно найти на сайте МУГИСО.
Пример судебного акта, в котором указано, что размещение вывески на объекте культурного наследия не нужно согласовывать: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу N А13-8200/2011
В данном деле суды 3 инстанций установили, что если конструкция носит исключительно информационный характер — согласовывать такую конструкцию не нужно.

Органы государственной власти зачастую злоупотребляют тем, что в законодательстве отсутствует легальное понятие «вывески» и пытаются привлечь к ответственности за нарушение законодательства о рекламе и обязать демонтировать конструкции, которые на самом деле рекламными вовсе не являются. Чтобы уберечься от возможных претензий и судебных споров, рекомендуем ссылаться на следующие официальные разъяснения и нормативные документы:
1) Статья 19 Федерального закона «О рекламе»
2) Кодекс об административных правонарушениях РФ
3) Пункт Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"
4) Письмо Федеральной Антимонопольной Службы России от 16.03.2006 N АК/3512
5) Письмо Федеральной Антимонопольной Службы России № АЦ/24234 от 23.07.2009 г.
6) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.03.2007 № КГ-А40/1137-07
7) Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2010 № Ф-09-5147/10-С1
8) Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 12 октября 2010 г. № ВАС-13232/10
9) Постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2010 № Ф09-8948/10-С1
10) Постановление ФАС Уральского округа от 28.10.2010 № Ф09-8770/10-С1
11) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу N А13-8200/2011

Размещайте вывески и рекламные конструкции грамотно!

Статью подготовила:
Ведущий юрисконсульт Юридического агентства «ЮС КОГЕНС»
Юлия Сергеевна Краснобаева
www.jus-cogens.ru

От нашего рекламного агентства добавим несколько практических примеров того что есть вывеска и что есть рекламная конструкция.

1. Вывеска не требующая согласование (световой короб, объёмные буквы, светодиодные буквы....) размещается на фасаде магазина, подходит под описание вывески в предыдущей статье, не является рекламной конструкцией. Требует согласие собственников помещения и собственников здания. Требование администрации согласовать данную конструкцию будет незаконным.
Навигационные таблички и указатели расположенные в пределах вашей территории, на праве собственности или аренды так-же не являются рекламными конструкциями.

2. Рекламные конструкции требующие согласование: световые короба и крышные конструкции, рекламные стеллы, рекламные штендеры, суперсайты, отдельностоящие билборды, световые короба на опрах освещения, т.е. конструкции, расположенные не на вашей территории, являются рекламными конструкциями и требуют обязательного согласования соответствующих инстанциях. Так-же к рекламным конструкциям, требующим согласование относятся рекламный баннер и бегущая строка расположенные на фасаде здания вне зависимости от формы собственности здания.